Для человека крайне важно знать собственные «корни», понимать, что у него есть родная земля, язык, история, культура и традиции. Именно это делает жизнь отдельного гражданина осознанной, позволяет чувствовать себя полноценной личностью, дает ощущение единства и принадлежности к определенной группе. Только это объединяет тысячи людей и заставляет их думать об общем благополучии и процветании.
Без знания истории, культуры и традиции у народа нет прошлого. А как сказал известный русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой: «Народ не имеющий прошлого, не имеет и будущего».
С юного возраста, казаки передавали своим детям эти самые знания. Вкладывали в сознание ребенка понимание: «Ты — казачьего рода! У тебя особая судьба и особое будущее! Вся твоя жизнь будет подчинена служению Отечеству, своему народу и Православной вере».
Для этого у казаков существовало и передавалось из поколения в поколение, множество старинных обычаев. Наиболее известные из них и дошедшие до наших дней — это «Посажение на коня» для мальчиков и «Батькина каша» для девочек. Необходимо отметить, что эти ритуалы не развлекательные праздники для детей, а особый момент в жизни каждого ребенка и каждой казачьей семьи.
В Советский период и годы забвения эти красивые традиции, были практически утрачены. Но к счастью, их по крупицам все же удалось собрать и восстановить. Сегодня, современные потомки казаков, проводят эти обряды для своих детей. И теперь, более подробно мы расскажем о самих обрядах.
«Посажение на коня» совершалось, когда мальчику исполнялся один год, либо, когда у ребенка прорезался первый зуб. Ритуал символизирует посвящение ребенка в казаки и принятие в казачью общину. Начиналось с того, что мать покрывала коня своим платком, а отец сажал на него мальчика и вел по кругу. После прохождения круга, четыре взрослых казака брали бурку с разных сторон и трижды, не высоко, подбрасывали на ней ребенка. Это символизировало переход малыша от матери, на мужскую сторону. В это время мать забирала платок с коня. Затем, отец сажал казачонка снова на коня и одевал на него шашку. Теперь мальчик полноценный казак. После этого, отец передавал ребенка матери, со словами «держи мать казака».
«Батькина каша» проходила следующим образом. Взрослые казачки варили кашу на костре. Маленькие казачки всячески помогали им в этом. Когда каша была готова, её накладывали в тарелки и ставили на большой стол, где находились чашки со специями (соль, перец, горчица). Далее девочки, на свое усмотрение, приправляли кашу специями и кормили ей своих отцов. А отцы, в свою очередь, должны были нахваливать кашу и съесть до конца. Считалось, что чем меньше останется каши, чем меньше в жизни девочки будет сложностей.
Духовник казачества по городу Ставрополю, настоятель храма Святых и Праведных Иоакими и Анны, протоиерей Александр Дубовик, в своем обращении к казакам Ставропольского городского казачьего общества сказал: «Казачество – это традиция, а традиция идет от Бога».
Только сохраняя и уважая традиции наших предков, передавая свою культуру подрастающему поколению, мы можем достойно жить и процветать на благо наших семей и нашего великого Отечества, нашей России!
Фото и текст: Иван Кожемяко