В данном разделе идет о речь о законодательной базе, которая регламентирует деятельность казачества, определяет его статус и формы организации.

Что-бы не ограничиваться сухим перечислением нормативных актом, мы решили сформировать их в небольшую статью где освятить законодательства о казачестве в современной России.

Возрождение казачества в нашей стране началось в конце 1980-х – начале 1990-х годах прошлого столетия. На протяжении всего периода до настоящего времени, органами федеральной власти России и субъектов РФ принимаются различные нормативные правовые акты, направленные на формирование правовых отношений между государством и казачьими объединениями, стратегическое планировании и развития казачества.

Этот процесс начался с того, что 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», положившую начало созданию в России законодательства о возвращении прав малочисленным народам, репрессированным в 1930-1940 годах.

15 июня 1992 года Президентом Российской Федерации был принят Указ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», в котором, в частности, содержались следующие положения:

1) установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ;

2) Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с другими заинтересованными органами внести предложения о порядке и особенностях прохождения представителями казачества военной службы, а также охраны государственной границы и общественного порядка.

Вслед за этим 16 июля 1992 года Верховный Совет РФ принял Постановление «О реабилитации казачества», которым за казачеством признавались следующие права:

1) возрождения традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

2) установления территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с законодательством о местном самоуправлении;

3) восстановления традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

4) создания общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и др. их регистрации и деятельности в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

15 марта 1993 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества». Он установил, что граждане, относящие себя к потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, культуры и быта, а также граждане, добровольно вступившие в казачьи общества, проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил России, пограничных войск, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения Внутренних Войск МВД России в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», общевойсковыми уставами Вооруженных Сил России.

22 апреля 1994 года Правительством РФ было принято Постановление «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», в котором предусматривались меры по возрождению государственной службы казачества, в рамках которой казачеству должны были быть обеспечены различные варианты прохождения государственной службы, возможности для реализации форм казачьего самоуправления, а также создания казачьих общественных объединений и неких территориальных казачьих объединений.

05 декабре 2005 года был принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Данный закон в ч. 1 ст. 1 однозначно определил, что российские казаки – это граждане России, являющиеся членами казачьих обществ. Так же в нем появилось определение казачьего общества как «формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация).

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы». Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» российское казачество в установленном порядке исполняет следующие обязанности:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Очевидно, что Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» 2005 года со всеми последующими изменениями направлен на установление статуса казачьих объединений как особого рода общественных организаций, участвующих в решении задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка, гражданской обороны, военной службы, воспитания молодежи, члены которых сами несут государственную службу.

С 2009 года при Президенте Российской Федерации снова действует Совет по делам казачества. Он является консультативно-совещательным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

Основные задачи Совета: подготовка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в отношении казачества России; информирование главы государства по вопросам, касающимся казачества; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, связанных с казачеством; обеспечение взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества.

На ряду с федеральным законодательством, региональные органы власти так же издают нормативные акты регулирующие взаимоотношения государства и казачества. В частности, 01 августа 2003 года принят Закон Ставропольского края № 29-кз «О казачестве в Ставропольском крае».

Закон Ставропольского края от 26 июля 2013 года № 69-кз «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе в Ставропольском крае».

Материалы взяты из:

  1. Статьи аспирант кафедры конституционного и международного права Северо-Кавказского федерального университета Кокарева Е.А. «Развитие законодательства о казачестве и казачьих объединениях в современной России», Ставрополь, 2014 год.
  2. Диссертации кандидата социологических наук Ивановой Н.Н. «Становление института местного самоуправления: на примере казачества юга современной России», Новочеркасск, 2003 год.
  3. Диссертации кандидата социологических наук Шаповаловой Я.В. «Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период», Волгоград, 2000 год.