Приближаются Рождественские и Новогодние праздники. Все мы к ним готовимся: закупаем продукты для праздничного стола, покупаем подарки родным и близким, строим планы на Рождественские каникулы. В нашем обиходе даже появилось такое понятие, как «новогодние хлопоты». Но многие задаются вопросом: «А как это было раньше, как отмечали праздники наши бабушки и дедушки?»

И вот под конец года, казак нашей общины Иван Кожемяко, по поручению атамана Ставропольского городского казачьего общества Валерия Викторовича Надеина, отправился на Радио России Ставрополье, чтобы поделиться, как отмечали зимние праздники казаки на Юге России, да и вообще все Русские Православные люди. Кроме того, прекрасным ведущим программы «Говорим сегодня» Дине Романовской и Дарьи Юрьевой, он рассказал, как казаки города Ставрополя, отмечают данные праздники сегодня, а так же поведал планы Ставропольского городского казачьего общества на грядущие дни каникул.

Начнем с того, что до 1918 года России жила по Юлианскому календарю, даты по которому, сегодня мы называем «по старому стилю». А вот уже с 14 февраля 1918 года, был введен Григорианский календарь, который принято обозначать, как «по новому стилю». Разница между этими календарями в 13 дней. Однако, в настоящее время Русская Православная Церковь использует юлианский календарь, а гражданское общество живет по григорианскому. Это породило некоторые противоречия и не состыковки между тем, как отмечали праздники до 1918 года и как отмечают сегодня.

Как мы знаем, казаки всегда были очень верующими и Богобоязненными людьми. По этой причине, главный зимний праздник, для казаков и для Православных Христиан, было и остается Рождество Христово. Отмечается оно с 06 на 07 января. Ему предшествует Рождественский пост, который начинается в конце ноября и длиться вплоть до 06 января. Согласно религиозным канонам, в пост необходимо быть сдержанным в еде, проводить время за молитвой, на богослужениях и за размышлением о Боге. Массовые гуляния, веселье, роскошный стол и посиделки, в это время, для верующего человека не допустимы.

Учитывая изложенные выше канонические причины и разницу между юлианским и григорианским календарями, наши предки, сначала с 06 на 07 января праздновали Рождество Христово, а затем, с 13 на 14 января, встречали Новый год. Но необходимо отметить, что непосредственно наступлению нового года, придавали меньшее значение чем сегодня. Это считалось сменой цикла и называлось новолетием.

Вот послушаете Вы меня и скажете: «Как-то не интересно жили наши предки. Ни фейерверков, ни гуляний, не стола. Только пост, церковь, молитвы… Нет, мы так не хотим, скучно.» А вот тут я спешу Вас успокоить. Наши предки находили время и для Бога, и для молитвы, и конечно же для веселья. Итак, как уже было сказано выше, в ночь с 06 на 07 января люди шли в храм на службу и молились по случаю Рождения Иисуса Христа. На этом оканчивался Рождественский пост. Вернувшись со «веночных бдений», люди немного отдыхали и начинали колядовать. И вот это уже было начало народных гуляний. В целом они проходят с 07 по 18 января и называются Святками.

Рождественские колядки проходили с 07 по 13 января. Поскольку они были посвящены Рождеству Христову, то во время празднования, сохранялась волшебная, сказочная атмосфера. Колядовщики делали Вифлеемскую звезду, на которой изображали Библейские сюжеты. Эту звезду помещали на шест, который старались поднять, как можно выше над головой, символизируя тем самым рождение Христа и взошедшую звезду. Так же изготавливали и носили с собой вертеп, в котором наглядно демонстрировались библейские сюжеты.

Рождественские колядки, имеют свой определенный фольклор. Как правило поздравления начинались с пропевания Рождественского тропаря (Рождество Твое Христе Боже наш) и кондака. Колядовщики носили с собой кутью. Она была достаточно постной и представляла собой отваренный рис с изюмом. Пришедших поколядовать всегда встречали, пускали в дом, слушали колядки, а затем одаривали подарками. Колядки в таком формате проходили до 13 января. А затем гуляния набирали свой оборот.

13 января – день почитания преподобной Милании. А 14 января – день Православного святого Василия. Так же в ночь с 13 на 14 января отмечался Новый год. Учитывая, что святая Милания была богатой, знатной и очень щедрой римлянкой, вечер с 13 на 14 называют «Щедрым». Поэтому, начиная с 14 января, уже щедруют. Тут порядок гуляний несколько меняется. От сдержанных Рождественских колядок переходит к настоящему гулянию. Колядовщики водят с собой ряженных в Василя и Миланью, поют песни, и самое главной «посевают» — посыпают пшеном в дом хозяев.

Все это подразумевает пожелания богатства, щедрого урожая, полного стола и достатка в доме. В свою очередь, хозяева одаривают колядующих щедрыми подарками, угощают различной едой, приглашают за стол. Кутья, которую носят колядовщики, так же отличается от постной и сдержанной Рождественской. Теперь в кашу добавляют мед, масло, а иногда даже мясо. Эти празднования и гуляния проходят до 18 января. В этот день уже не колядуют, поскольку он считается сочельником перед Крещением.

Вот так отмечали Рождество Христово и Новолетие наши предки. Сегодня мы хотим и пытаемся возродить эту традицию, рассказать о ней детям, передать подрастающему поколению. Подготовка к колядкам, это отличный повод окунуться в свою родную культуру, провести время с семьей, с детьми. Вмести посетить родственников, побыть на свежем воздухе.

И сегодня Ставропольское городское казачье общество планирует ряд мероприятий к Рождественским праздникам. Во-первых, казаки со своими детьми, планируют посетить стариков городской общины, поколядовать им, поздравить с праздниками.

Далее, 13 января, в канун Старого Нового Года, атаманом Валерием Надеиным, в 16:00 для казачат городской общины организован праздничный концерт, под названием «Под Рождественской звездой». Мероприятие пройдет в концертном зале Ставропольского городского дома культуры, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр-т. Октябрьской Революции, 4.

Кроме того, казачата Ставропольского городского казачьего общества планируют посетить ребят, прибывших к нам с освобожденных областей Украины, которые сейчас находятся в ПВР. Мы давно сотрудничаем с Моложкой ОНФ, которая взяла шефство над этими детьми. Нам эти ребята так же знакомы. Атаман Валерий Викторович Надеин и казаки общины, не однократно посещали ПВР, помогали со сборами в школу. И вот сейчас, мы хотим их поздравить, пропеть колядки и конечно же подарить сладкие подарки.